Концепция Воскресной школы
Воскресная школа является начальной формой религиозного образования и составной частью духовно-просветительского центра при храме Рождества св. Иоанна Предтечи на Пресне.
Педагоги ставят своей целью воспитывать учащихся в духе евангельских заповедей с тем, чтобы Закон Божий становился законом их жизни.
Формирование системы христианских ценностей у воспитанников воскресной школы, по сути, является задачей всего обучения.
Для этой цели используются различные методики. Дошкольник, приходящий в воскресную школу впервые, должен почувствовать здесь особенную, отличную от обычного «кружка» атмосферу доброжелательности, непринужденности и вместе с тем ощутить, что находится в непосредственной близости Дома Божия. Само наличие церковной атрибутики в стенах воскресной школы изначально закладывает ребенку понятие «продолжения» храма за его стенами.
По традиции нашей воскресной школы после воскресной Литургии дети собираются в доме причта на совместное чаепитие. Для вновь пришедших детей очень важно почувствовать себя членами этой небольшой церковной общины именно в такой изначально не учебной атмосфере. Очень важную роль в этих встречах играет присутствие священника, духовника воскресной школы, непосредственно общающегося с детьми и их родителями. В нашей воскресной школе каждое воскресение проходят беседы священника Дионисия Лобова с родителями. Одной из главных составляющих воцерковления детей является живой пример церковной жизни их родителей, которым, подчас, нужно еще самим познакомиться с основами веры. Именно для этого в воскресной школе существует параллельное обучение детей и их родителей.
Часто бывает, что выходя за порог храма, дети оказываются в привычной им атмосфере, лишенной всякой сакральности, и живут обыденной, принятой в семье жизнью. Если пример родителей не будет для ребенка наглядным в такой ситуации, то на этом церковное воспитание может вообще остановиться. Безусловно, если родители хотят видеть своих детей церковными людьми, имеющими христианские ценности, им самим необходимо жить по вере на деле. Воскресная школа способна заронить в ребенке добрые семена начального христианского учения, а развить их призваны родители и, по возможности, священник, духовник семьи.
Обучение основам Православия должно соответствовать возрастным и интеллектуальным возможностям ребенка. Очень важную роль здесь играет личность педагога, его способность находить подход к разным детям, творческие методики проведения занятий. Помимо занятий в воскресной школе необходимо совместное посещение богослужений (здесь особенно важно задействовать детей: например, в нашей воскресной школе дети по большим праздникам поют на клиросе), экскурсии, поездки. Такое взаимное общение — богослужебное, учебное и досуговое — помогает ребенку осознать себя членом христианской общины и на практике вместе со сверстниками учиться быть христианином не только в храме.
В ходе обучения детям младшей группы предлагаются рассказы о православных праздниках и святых, сопровождаемые наглядным материалом, проходят уроки рисования, где ребенок может самостоятельно изобразить услышанные им эпизоды из Священной истории. Уже в раннем возрасте в детское сознание закладывается четкое разграничение добра и зла, вводится понятие греха. Взрослея, дети приобретают знания о заповедях Божиих (вначале по Декалогу, а затем, в более старшем возрасте, им объясняют Заповеди Блаженства).
Занятия со средней группой детей предполагает изучение Закона Божия, где особое внимание уделяется Ветхому и Новому Завету. На примере жизни Господа Иисуса Христа, ветхозаветных и новозаветных праведников детям показывают, как заповеди Божии воплощались людьми в реальной жизни. Отдельное значение имеет опыт рассказа ребенком о житии своего святого. На занятиях важно не только передать детям нужную информацию, но и услышать их восприятие Священной истории, ответить на возникающие вопросы и всегда поддерживать диалог с учащимися. Общение с детьми должно быть живым и непринужденным, сопровождаться время от времени совместным просмотром и обсуждением фильмов нравственного содержания. Занятия Законом Божиим сменяются занятиями по интересам: живописью, пением, различными спортивными и другими занятиями. Ребенку важно показать, что в окружающей его жизни есть много ситуаций, в которых он может проявлять себя как христианин.
Занятия с подростками строятся в виде бесед и обсуждения самого широкого круга вопросов, относящихся к Священной истории, заповедям Божиим, христианской нравственности в повседневной жизни, опыту общения со сверстниками из нецерковных семей. Здесь диалог с преподавателем и священником наиболее важен. Часто у подростков возникают глубокие мировоззренческие вопросы, которые окружающие не ожидают от них услышать. Педагогу нужно очень тонко подходить к таким ситуациям и уметь вовремя сориентировать подростка, дать исчерпывающие ответы на его вопросы с позиций православной веры.
При всем этом важно не забывать, что сформировать христианские ценности в душе ребенка невозможно без его участия в богослужебной жизни Церкви и церковных Таинствах. Частая и осмысленная исповедь и причащение Святых Христовых Таин дают ребенку внутреннюю поддержку и невидимо созидают храм его души.
Виктория Дмитриевна Агафонова, преподаватель Закона Божия воскресной школы при Хра-ме Рождества Иоанна Предтечи на Пресне
зам. декана филологического факультета ПСТГУ
по учебной работе