По церковным понятиям, «святой» означает «взятый в удел» (1 Петр. 2,9), выделенный из мира, посвященный Богу. В этом смысле слова «святой», «освященный» употребляются и по отношению к предметам, используемым за богослужением. Но не только предназначение предмета определяет его святость. По своему материалу, видимым качествам и невидимой, духовной значимости священные предметы несут отблеск незаходимого Света и потому превозносятся и почитаются Церковью.

 

Сам храм является святыней, небом на земле, но в каждом храме есть особо почитаемые иконы и священные реликвии, прославленные древностью и явленными чудесами.

 

По церковным понятиям, «святой» означает «взятый в удел» (1 Петр. 2,9), выделенный из мира, посвященный Богу. В этом смысле слова «святой», «освященный» употребляются и по отношению к предметам, используемым за богослужением. Но не только предназначение предмета определяет его святость. По своему материалу, видимым качествам и невидимой, духовной значимости священные предметы несут отблеск незаходимого Света и потому превозносятся и почитаются Церковью.

Сам храм является святыней, небом на земле, но в каждом храме есть особо почитаемые иконы и священные реликвии, прославленные древностью и явленными чудесами.

Andel pustiniИкона святого Иоанна Крестителя "Ангел пустыни". Первая пол. XVII века

Согласно метрике 1886 года, наиболее древними иконами храма Рождества святого Иоанна Предтечи на Пресне считались: икона Спасителя (в алтаре, писана на полотне), Феодоровская икона Божией Матери, икона Иоанна Предтечи с главою в левой руке и икона прп. Сергия русского письма. Особо чтимые иконы: преподобного Сергия Радонежского, Феодоровская икона Божией Матери, разных святых с частицами мощей и св. Кира (также с частью св. мощей сего угодника Божия). Эти и другие святыни храма описаны в последний раз Комиссией по охране памятников искусства и старины в 1919 году. С прискорбием приходится констатировать, что почти все они оказались утраченными. Исключение составляет только икона св. Иоанна Предтеча «Ангел пустыни», которая датируется первой половиной XVII века. Она располагается в главном храме в отдельном киоте у левого клироса центрального алтаря.

Boj materРудненская икона Божией Матери из главного иконостаса храма. Кон. XVII века.

Что и когда произошло с другими, сказать трудно. Ясно только, что их исчезновение связано с событиями советского периода. В храме в разное время появились большие иконы из закрывавшихся окрестных церквей: праведного Филарета Милостивого из Ермаковской богадельни за Трехгорной заставой, мучеников Кизических из Девятинской церкви, великомученика Георгия из Георгиевской церкви в Грузинах, парные иконы святителей Николая и Димитрия Ростовского из Никольского храма в Новом Ваганькове, Покрова Божией Матери из Покровской церкви в Кудрине. После возвращения Церкви храмов св. мч. Кизических и св. вмч. Георгия в Грузинах, приходам этих церквей были возвращены их храмовые иконы.

Накануне праздника Собора Иоанна Предтечи в 2008 году настоятелю храма епископу Бронницкому Амвросию была передана частица мощей святого Иоанна Крестителя. В дни Великого поста 2008 года епископу Амвросию из Иерусалима была передана еще одна частица мощей святого Иоанна Крестителя. Ранее святыня принадлежала покойному ныне митрополиту Фаворскому Даниилу (Иерусалимский Патриархат), престарелая родственница которого решила передать мощи русскому священнослужителю. Эта частица так же помещена в ковчег.

Мощи святого славного пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна ныне являются главной святыней храма. Ковчег с частицами мощей находится на престоле центрального алтаря и износится для поклонения и молитвенного почитания по окончании поздней литургии в воскресные и праздничные дни.

В 2008 году в храм были переданы частицы мощей преподобного Серафима Саровского и святителя Митрофана Воронежского. Эти святыни помещены в мощевики и вставлены в иконы преподобного Серафима и святителя Митрофана, находящиеся справа на стене под мозаичной аркой. В этом же году храм обрел частицу мощей святой мученицы Татианы. Частица ее святых мощей помещена в ее икону, находящуюся на северо-западном столпе в трапезной части храма.

Ioan voinИкона святого мученника Иоанна Воина. Кон. XVII века.

Самыми древними и почитаемыми святынями храма остаются иконы главного иконостаса: Спасителя и Рудненской Божией Матери по сторонам Царских врат работы царских изографов конца XVII века, храмовый образ Рождества святого Иоанна Предтечи работы иконописца Ефима Иванова 1686 года,а также иконы мученика Иоанна Воина (кон. XVII в.), Божией Матери «Всех Скорбящих Радосте» (первая треть XVIII в.), Божией Матери «Неопалимая Купина» (XVIII в.), Божией Матери «Бысть Чрево Твое Святая Трапеза» (кон. XVII в.). В начале двадцать первого столетия был устроен мощевик, в который помещены частицы мощей святых: преподобного Серафима Саровского, святителя Димитрия Ростовского, великомученика Пантелеимона, святителя Амвросия Медиоланского, мученика архидиакона Стефана, святителя Феофана Затворника, святителя Луки Войно-Ясенецкого, преподобного Феодора Санаксарского, преподобной Ефросинии Полоцкой, святителя Николая Мирликийского, преподобного Ферапонта Можайского, преподобного Амфилохия Почаевского, преподобного Афанасия Высоцкого, преподобного Давида Вознесенского, преподобных Александры, Марфы, Елены Дивеевских, преподобного Кукши Одесского, часть камня тысячедневной молитвы преподобного Серафима Саровского. Ковчег с мощами расположен у северного придела мученика Иоанна Воина. В храме есть икона мученика Иоанна Воина с крестом-мощевиком, хранящим в себе части мощей мученика Иоанна Воина, великомученика Никиты, великомученицы Екатерины, великомученицы Варвары, мученика Трифона, великомученика Георгия Победоносца.

SpasitelИкона Спасителя из главного иконостаса храма. Кон. XVII века

Опись храма от 1861 года сообщает о святынях, хранившихся в ризнице: Евангелия и Апостолы, напрестольные кресты, сосуды, дарохранительницы, кадила, венцы, облачения престолов, жертвенников, облачения священнослужителей, Плащаницы. Сохранилось большое праздничное Евангелие, идущее в описи под номером первым, писанное диаконом города Дмитрова Введенской церкви Алексеем Васильевым в 1811 году. Длиною в аршин, оно обложено медными золоченными чеканными досками с рельефными изображениями Спасителя, Божией Матери, четырех евангелистов, херувимов и надписями на финифти. К сожалению, время сильно изуродовало эту святыню. В советское время горе-реставраторы скрепили детали слесарными болтами и гайками, стразы крепились на пластилине. Заботами настоятеля храма епископа Амвросия в 2006 году Евангелие было серьезно отреставрировано и позолочено, утраченные части восстановлены. Великолепие было предано и напрестольному кресту, подаренному в 1885 году «в память усопших рода Сафоновых».

    

Внастоящее время прихожанами особо почитается изображение «Положение во гробХриста Спасителя» над гробницей с Плащаницей, икона святителя Николая у южного придела. Перед житийным образом святого Иоанна Предтечи на юго-западном столпе трапезной части храма вечером по понедельникам совершается чтение акафиста пророку.

svyat troicaИкона "Ветхозаветная Троица". Конец XVII века - начало XVIII века

Крест был отреставрирован и позолочен в том же году. Большинство предметов старинной ризницы до наших дней не сохранилось. Исключение составляют лишь темно-зеленые и красные бархатные облачения священников, сшитые в 1913 году к 300-летию дома Романовых. На красных оплечьях золотой нитью выведено изображение креста в обрамлении дубовых и пальмовых ветвей и надпись: «Сим победа». По благословению Преосвященного епископа Амвросия в настоящее время ризница полностью обновлена: приобретены облачения для священников и диаконов всех богослужебных цветов, вышиты новые покровцы для святых даров. На пожертвования прихожан изготовлена резная гробница для святой Плащаницы, приобретена искусно вышитая Плащаница Божией Матери. Престолы и жертвенники приделов облачены в дорогие индитии из греческой парчи, для центрального храма изготовлены металлические облачения.

logo_niz.png

Адрес: г. Москва,
Малый Предтеченский переулок, д. 2
(м. Краснопресненская)

Социальные сети

Телефон: (499) 255-65-72
E-mail: info@ioannpr.ru

© 2018 Храм Рождества Иоанна Предтечи на Пресне

Design Veruyu.tv

Храм Рождества Иоанна Предтечи на Пресне

Тел.: (499) 255-65-72

Часы работы с7:00–19:00